Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Что важнее воспитание или обучение? Образование и воспитание: основы образования и воспитания, влияние на личность Педагогика и воспитание.

Лебедева Маргарита Николаевна
Учитель начальных классов, воспитатель ГПД
ГБОУ СОШ №338 Невского района Санкт-Петербурга

Обучение - одно из важнейших средств воспитания»
К.Д. Ушинский

К.Д. Ушинский занимает особое место в русской педагогике. Он, по праву признан создателем русской народной общеобразовательной школы и основоположником отечественной педагогической науки. «По силе влияния на последующее развитие русской школы и педагогической мысли, по степени научной обоснованности его педагогическая концепция не имеет себе равных» (Вступительная статья к собранию сочинений К.Д. Ушинского).

К.Д. Ушинский сформировал теоретические принципы содержания общего образования. Разработал методы развивающего обучения. Его фундаментальный труд «Педагогическая антропология» не имеет аналогов в мировой педагогической литературе.

Популярность К.Д. Ушинского огромна. Ни об одном русском педагоге не написано столько книг и статей, сколько об Ушинском: более двух тысяч. По его педагогическому наследию защищен ни один десяток диссертаций.

Место и значение воспитания в школе

«Единственная задача школы - воспитание».

«Обучение одно - из важнейших средств воспитания».

«Лучше иметь одного хорошего воспитателя в школе, чем целый десяток отличных учителей».

К.Д. Ушинский выступал за неразрывную связь между обучением и воспитанием.

Основная цель и задача воспитания

«Главное в педагогике - это воспитание духовной стороны человека».

«Задача воспитания - пробудить внимание к духовной жизни… Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведёт себя отлично, но в нём не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному - вы не достигли цели воспитания».

«Воспитание - это искусство»

«И как всякое искусство оно требует долговременной специальной теоретической и практической подготовки».

«В том то и беда, что не многие у нас ещё до сих пор убеждены, что воспитание есть искусство и притом искусство не лёгкое».

«Педагогика - первое и высшее из искусств, потому что она стремится к выражению совершенства не на полотне, не в мраморе, а в самой природе человека».

«Дело воспитания такое важное и такое святое дело… Здесь сеются семена благоденствия или несчастия миллионов соотечественников, здесь раскрывается завеса будущего нашей Родины».

«Воспитание, скромное по наружности дело,/в то же время является/ одним из величайших дел истории, на котором зиждутся царства и живут целые поколения».

Любовь как главное средство воспитания.

«Любовь - единственное средство подчинить себе душу человека. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже требованию собственной души и делает чужое дело своим»

Посредством любви «можно так воспитывать дитя, чтобы оно привыкло, безусловно, повиноваться воспитателю без наказания и наград».

Материальные блага

«Окружите человека всеми материальными благами, и он не только не сделается лучше, но не будет и счастливей, и что-нибудь из двух: или будет тяготиться самой жизнью, или быстро начнёт понижаться до степени животного. Это нравственная аксиома, из которой не вывернуться человеку».

«Чем быстрей и полней вы будете удовлетворять стремление человека к наслаждению, тем несчастнее и ничтожнее вы его сделаете».

«В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя. Никакие уставы и программы не могут заменить личности в деле воспитания».

«Только Личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовывать характер, вот почему в школьном воспитании самое важное дело - выбор воспитателя»

К.Д.Ушинский

«Воспитание предшествует образованию и начинается с самого появления младенца на свет».

«Воспитание создаёт фундамент, на котором созидаются все способности человека».

«Образование ребёнка без предварительного воспитания есть попытка построения дома на песке».

«Воспитание ребёнка ест тот краеугольный камень, на котором мы можем начать созидать храм его жизни».

«Личный пример имеет решающее значение в деле воспитания воли. Вполне управлять волею ребёнка может лишь тот. Кто подаёт ему собою постоянный живой пример деятельного добра».

«Без послушания невозможно воспитание. Послушание справедливо называют началом воспитания».

«Самое трудное заключается в том, что послушание должно быть свободным, а не принудительным; должно основываться на любви…, а не на страхе насилия».

«Баловство, потакание всем прихотям и капризам ребёнка, укрепляет непослушание, укореняет в нём своеволие, эгоизм, лень, неблагодарность, неуважение, а затем и презрение к воспитателю, а позже злобу и ненависть ко всем, кто посмеет противодействовать ничем необузданному своеволию и самодурству…»

Обычно вопрос так не стоит, его просто не ставят таким образом. Но в принципе, чисто гипотетически, если бы такой выбор стоял, ответить можно так: для ребенка в плане его будущей карьеры важнее образование, а для окружающих его людей - воспитание. Как бы то ни было, чему бы ни отдали предпочтение родители, во взрослом состоянии бывший ребенок сможет при желании добрать недостаток как образования, так и воспитания.

И образование, и воспитание

По моему сама постановка вопроса не очень верна. Для ребенка важны оба компонента. И воспитание, и образование. Они взаимосвязаны. Образование без воспитания, как и воспитание без образования приведет к нежелательным последствиям. К сожалению за последние 20 лет в российских школах все меньше внимания обращают воспитанию, делая упор только на образованию. Это и приводит к тому, что выпускники школ не готовы к жизни, да и знания у них очень поверхностные.

Важны и образование, и воспитание

★★★★★★★★

Если правильно воспитать ребёнка, социализировать его и грамотно мотивировать, вопрос об образовании станет совершенно естественным, как часть воспитания.

Ведь образование не есть лишь получение диплома об окончании вуза. Это приобретение необходимого для жизни набора знаний. Это и общее эстетическое развитие, привитие культурных, социальных навыков, выявление способностей и т.д.

Вопрос учёбы встанет сам собой рано или поздно, будет это средняя школа, училище или вуз. Прежде человек должен влиться в общество. Многое будет значить круг общения и социальная среда.

Эти факторы вкупе с усилиями родителей будут формировать личность. Родители до определённого времени могут корректировать процесс, чтобы ребёнка не затянула совершенно чуждая среда. А образовательные элементы на каждом этапе - неотъемлемая часть воспитания.

★★★★★★★★★★

Образование получить дано не каждому, а достойно воспитать долг родителей.

Ваш вопрос построен мягко говоря странно. Для маленького ребёнка важно воспитание с первых его дней жизни, важно то, что он будет считать хорошим, а что плохим, что ценить и уважать, а что презреть и ненавидеть.

В наше дорогое время образование по карману не всем родителям, но воспитать достойным человеком - это рельно и это долг каждого.

Учёба - это огромный труд прекрасно если сын или дочь понимают, что образование получить необходимо и стремятся к этому, но ведь стремятся не все к сожалению родителей и многие становятся рабочими или людьми востребованных профессий таких как повар и парикмахер.

Не важно какую профессию выберет Ваш ребёнок главное, чтобы он был Человеком.

Знаете, я считаю, что важнее всего наследственность, а воспитание и образование - это уже вспомогательные факторы.

Воспитание

Человек с первых минут своей жизни получает из окружающего его мира. Прошу заметить, что - это тот, кто знает, как себя вести в той или иной ситуации, а не тот, кто просто отмалчивается и не создает проблем своим поведением окружающим.

  • С юного возраста, еще будучи ребенком, мы впитываем традиции, уклад, взаимоотношения того социума, в котором живем. И это окружение не всегда благополучное.

Образование

Человек должен получить определенную базу знаний, чтобы уметь читать, писать и логически мыслить (ну, хотя бы для того, чтобы уметь формулировать и выражать свои мысли).

Я не думаю, что на формирование личности решающее влияние оказывает образование. Если у человека есть внутренняя потребность в таковом, то он будет стремиться получать знания, если нет - насильно в его голову не вложишь.


В подтверждение своего утверждения, что гены правят нами, приведу такой наглядный пример:

Приличная, благополучная семья, а сын вдруг спивается, не хочет ни работать, ни учиться. Родители в ужасе. А был у них, оказывается, прадедушка, вот точно такой же образ жизни вел. Вот наследственность через несколько поколений и заговорила. И воспитание с образованием не смогли заглушить состав крови.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!