Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Школьные конфликты: как уладить без последствий? Школьные конфликты: позиция родителей.

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям. Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить как деструктивные или конструктивные . Итогом деструктивного столкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивным является конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

Разнообразие школьных конфликтов. Причины возникновения и способы решения

Конфликт в школе явление многоплановое. При общении с участниками школьной жизни, учителю приходится быть еще и психологом. Нижеприведенный «разбор полетов» столкновений с каждой группой участников может стать для педагога «шпаргалкой» на экзаменах по предмету «Школьный конфликт».

Конфликт «Ученик — ученик»

Разногласия между детьми — обычное явление, в том числе и в школьной жизни. В данном случае учитель не является конфликтующей стороной, однако принять участие в споре между учениками порой необходимо.

Причины конфликтов между учениками

  • борьба за авторитет
  • соперничество
  • обман, сплетни
  • оскорбления
  • обиды
  • враждебность к любимым ученикам учителя
  • личная неприязнь к человеку
  • симпатия без взаимности
  • борьба за девочку (мальчика)

Способы решения конфликтов между учениками

Как же конструктивно решить подобные разногласия? Очень часто дети могут урегулировать конфликтную ситуацию самостоятельно, без помощи взрослого. Если вмешательство со стороны учителя все же необходимо, важно сделать это в спокойной форме. Лучше обойтись без давления на ребенка, без публичных извинений, ограничившись подсказкой. Лучше, если ученик сам найдет алгоритм решения этой задачи. Конструктивный конфликт добавит в копилку опыта ребенка социальные навыки, которые помогут ему в общении со сверстниками, научат решать проблемы, что пригодится ему и во взрослой жизни.

После разрешения конфликтной ситуации, важен диалог учителя с ребенком. Ученика хорошо называть по имени, важно, чтобы он почувствовал атмосферу доверия, доброжелательности. Можно сказать что-то вроде: «Дима, конфликт — не повод переживать. В твоей жизни будет еще много подобных разногласий, и это неплохо. Важно решить его правильно, без взаимных упреков и оскорблений, сделать выводы, определенную работу над ошибками. Такой конфликт станет полезным».

Ребенок часто ссорится и показывает агрессию, если у него нет друзей и увлечений. В этом случае учитель может попробовать исправить ситуацию, поговорив с родителями ученика, порекомендовав записать ребенка в кружок или спортивную секцию, согласно его интересам. Новое занятие не оставит времени на интриги и сплетни, подарит интересное и полезное времяпровождение, новые знакомства.

Конфликт «Учитель — родитель ученика»

Подобные конфликтные действия могут быть спровоцированы как учителем, так и родителем. Недовольство может быть и обоюдным.

Причины конфликта между учителем и родителями

  • разные представления сторон о средствах воспитания
  • недовольство родителя методами обучения педагога
  • личная неприязнь
  • мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Способы решения конфликта с родителями ученика

Как же конструктивно разрешить подобные недовольства и разбить камни преткновения? При возникновении конфликтной ситуации в школе важно разобраться в ней спокойно, реально, без искажения посмотреть на вещи. Обычно, все происходит иным образом: конфликтующий закрывает глаза на собственные ошибки, одновременно ищет их в поведении оппонента.

Когда ситуация трезво оценена и проблема обрисована, учителю проще найти истинную причину , оценить правильность действий обеих сторон, наметить путь к конструктивному разрешению неприятного момента.

Следующим этапом на пути к согласию станет открытый диалог учителя и родителя, где стороны равны. Проведенный анализ ситуации поможет педагогу выразить свои мысли и представления о проблеме родителю, проявить понимание, прояснить общую цель, вместе найти выход из сложившейся ситуации.

После разрешения конфликта, сделанные выводы о том, что сделано неправильно и как следовало бы действовать, чтобы напряженный момент не наступил, помогут предотвратить подобные ситуации в будущем.

Пример

Антон — самоуверенный старшеклассник, не имеющий незаурядных способностей. Отношения с ребятами в классе прохладные, школьных друзей нет.

Дома мальчик характеризует ребят с отрицательной стороны, указывая на их недостатки, вымышленные или преувеличенные, выказывает недовольство учителями, отмечает, что многие педагоги занижают ему оценки.

Мама безоговорочно верит сыну, поддакивает ему, что еще больше портит отношения мальчика с одноклассниками, вызывает негатив к учителям.

Вулкан конфликта взрывается, когда родительница в гневе приходит в школу с претензиями к учителям и администрации школы. Никакие убеждения и уговоры не оказывают на нее остывающего воздействия. Конфликт не прекращается, пока ребенок не заканчивает школу. Очевидно, что эта ситуация деструктивна.

Каким может быть конструктивный подход для решения назревшей проблемы?

Используя приведенные выше рекомендации, можно предположить, что классный руководитель Антона мог провести анализ сложившейся ситуации примерно так: «Конфликт матери со школьными учителями спровоцировал Антон. Это говорит о внутренней неудовлетворенности мальчика своими отношениями с ребятами в классе. Мать подлила масла в огонь, не разобравшись в ситуации, увеличив враждебность и недоверие сына к окружающим его в школе людям. Что вызвало отдачу, которая выразилась прохладным отношением ребят к Антону».

Общей целью родителя и учителя могло бы стать желание сплотить отношения Антона с классом .

Хороший результат может дать диалог учителя с Антоном и его мамой, который показал бы желание классного руководителя помочь мальчику . Важно, чтобы Антон сам захотел измениться. Хорошо поговорить с ребятами в классе, чтобы они пересмотрели свое отношение к мальчику, доверить им совместную ответственную работу, организовать внеклассные мероприятия, способствующие сплочению ребят.

Конфликт «Учитель — ученик»

Такие конфликты, пожалуй, наиболее часты, ведь ученики и учителя проводят времени вместе едва ли меньше, чем родители с детьми.

Причины конфликтов между учителем и учениками

  • отсутствие единства в требованиях учителей
  • чрезмерное количество требований к ученику
  • непостоянство требований учителя
  • невыполнение требований самим учителем
  • ученик считает себя недооцененным
  • учитель не может примириться с недостатками ученика
  • личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Решение конфликта учителя и ученика

Лучше разрядить напряженную ситуацию, не доводя ее до конфликта. Для этого можно воспользоваться некоторыми психологическими приемами.

Естественной реакцией на раздражительность и повышение голоса являются аналогичные действия . Следствием разговора на повышенных тонах станет обострение конфликта. Поэтому правильным действием со стороны учителя будет спокойный, доброжелательный, уверенный тон в ответ на бурную реакцию ученика. Скоро и ребенок «заразится» спокойствием педагога.

Недовольство и раздражительность чаще всего исходят от отстающих учеников, недобросовестно выполняющих школьные обязанности. Вдохновить ученика на успехи в учебе и помочь забыть о своих недовольствах можно, доверив ему ответственное задание и выразив уверенность в том, что он выполнит его хорошо.

Доброжелательное и справедливое отношение к ученикам станет залогом здоровой атмосферы в классе, сделает нетрудным выполнение предложенных рекомендаций.

Стоит отметить, что при диалоге между учителем и учеником важно учитывать определенные вещи. Стоит подготовиться к нему заранее, чтобы знать, что сказать ребенку. Как сказать — составляющее не менее важное. Спокойный тон и отсутствие негативных эмоций — то, что нужно для получения хорошего результата. А командный тон, который часто используют учителя, упреки и угрозы — лучше забыть. Нужно уметь слушать и слышать ребенка.

При необходимости наказания, стоит продумать его таким образом, чтобы исключить унижение ученика, изменение отношения к нему.

Пример

Ученица шестого класса, Оксана, плохо успевает в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, бросала в ребят бумажки, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. Раздражение учителя привело его к решению прекратить вести занятие, а после звонка оставить весь класс после уроков. Это, естественно, привело к недовольству ребят.

Подобное решение конфликта повлекло деструктивные изменения во взаимопонимании ученика и учителя.

Конструктивное решение проблемы могло выглядеть следующим образом. После того, как Оксана проигнорировала просьбу учителя прекратить мешать ребятам, педагог могла выйти из положения, отшутившись, сказав что-либо с ироничной улыбкой в адрес девочки, например: «Оксана сегодня мало каши съела, дальность и точность броска у нее страдает, последняя бумажка так и не долетела до адресата». После этого спокойно продолжать вести урок дальше.

После урока можно было попробовать поговорить с девочкой, показать ей свое доброжелательное отношение, понимание, желание помочь. Неплохо побеседовать с родителями девочки, чтобы узнать возможную причину подобного поведения. Уделять девочке больше внимания, доверять ответственные поручения, оказывать помощь при выполнении заданий, поощрять ее действия похвалой — все это оказалось бы нелишним в процессе приведения конфликта к конструктивному итогу.

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

Изучив приведенные рекомендации к каждому из конфликтов в школе, можно проследить схожесть их конструктивного разрешения. Обозначим его еще раз.
  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие .
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности .
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели , способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы , которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Итак, что же такое конфликт? Добро или зло? Ответы на эти вопросы кроются в способе решения напряженных ситуаций. Отсутствие конфликтов в школе — явление практически невозможное . И решать их все равно придется. Конструктивное решение тянет за собой доверительные отношения и мир в классе, деструктивное — копит обиды и раздражение. Остановиться и подумать в тот момент, когда нахлынуло раздражение и гнев — важный момент в выборе своего пути разрешения конфликтных ситуаций.

Фото : Екатерина Афанасьичева.

Редко какому ребенку удается на протяжении своей детской жизни избежать конфликтов со сверстниками. Это могут быть конфликты на детской площадке или в детском саду, для более старших детей это будут конфликты во дворе или в школе. Так как родители в свое время тоже были детьми и оказывались в малоприятных конфликтных ситуациях, то у них часто возникает желание уберечь ребенка от конфликтов или разобраться с обидчиком и наказать виноватых.

Как правило, мы учим своих детей тем правилам и способам поведения, которые усвоили сами. Однако чаще всего нами как родителями движут наши собственные чувства, и мы, прежде всего, мешаем ребенку разобраться с тем, что произошло, и не даем способов поведения в конфликте.
Невмешательство

Один из вариантов поведения родителей - это невмешательство в ситуацию, игнорирование происходящего. У каждого родителя есть свое объяснение, почему они считают, что вмешиваться в детский конфликт не стоит. Иногда это связано с тем, что взрослый не видит причин для беспокойства, ситуация кажется обыденной, и взрослый считает, что она может быть даже полезной для малыша и, возможно, сможет чему-то научить ребенка.

Действительно, есть ряд конфликтных ситуаций, с которыми ребенок успешно справляется без вмешательства взрослого, особенно если ранее взрослый показал (а ребенок смог усвоить), как себя вести в подобной ситуации. Однако здесь важно обратить внимание на чувства ребенка: если ребенок страдает и самостоятельно выйти из конфликта не может, то ваша помощь необходима.
Избегание. Уйти в другую песочницу/сад/школу

Если родитель для себя выбрал позицию избегания конфликтов, то и своему ребенку он будет предлагать ту же модель, то есть выбор тех мест, где конфликты не случаются. Однако подобное поведение рождает в ребенке еще больше тревоги и непонимания, как же все-таки вести себя, когда кто-то посягает на твои интересы.

Дело в том, что на протяжении своей жизни ребенок, будущий взрослый, обязательно встретится с той или иной конфликтной ситуацией. И, к сожалению, без малейшего опыта ребенок остается полностью обезоруженным и часто не может совершить элементарных действий для защиты себя.
Активная конфронтация. Ругань и обвинение в адрес другого родителя и ребенка
Если внутри нас живет много чувств обиды, жертвенности, несправедливости, то мы особенно рьяно начинаем защищать своего ребенка, не замечая, как превращаемся в тирана для чужого ребенка или родителя. В этом состоянии мы используем обвинения, нотации, возможен даже крик, истеричные высказывания, грубость.

Однако такое поведение может только напугать нашего ребенка, как пугает сильный аффект, любые сильные эмоции, которые ребенок не понимает. Если вы склонны к такому бурному разрешению конфликтов, старайтесь объяснять малышу свое поведение спустя какое-то время, когда успокоитесь. Вообще, любой разговор с ребенком и обсуждение конфликта с прояснением чувств ребенка и его отношения к ситуации бывает очень полезен. Вы можете также рассказать о своих чувствах, о том, что вы очень разозлились и не могли сдержать свой гнев.


Родительская власть и помощь

Основная причина конфликта - это нарушение границ личности. То есть кто-то либо нанес вам телесное повреждение (ударил, толкнул, укусил и т.д.), либо посягнул на вашу собственность (что-то отобрали или не дали положенного), либо оказали психологическое давление (обозвали, накричали, сказали что-то неприятное). В таком случае у родителя всегда есть власть восстановить границы и помочь защитить их, не нарушая границ другого. Например, если у вашего малыша отобрали совок в песочнице и он пришел к вам за помощью, важно, пользуясь родительской властью, подойти к чужому ребенку и сказать уверенным тоном: «Это совок моего сына (дочки), и он сейчас ему (ей) нужен, отдай его, пожалуйста». Обычно дети отдают вещи, но если вы видите, что чужой ребенок не хочет отдавать вашу вещь, то пробуйте найти взрослого, который за него отвечает. Как правило, взрослый помогает малышу расстаться с драгоценным объектом.

Основная задача родителя - дать ребенку ощущение ценности себя, уверенности в себе и научить способам поведения в конфликте.
Вечная жертва или маленький тиран

Если вы замечаете, что ваш ребенок часто становится либо жертвой конфликта, либо тираном (то есть тем, кто обижает других детей), отнеситесь к этому внимательно. Вероятно, ребенок часто чувствует себя обиженным и незащищенным дома. Понять, с чем это связано, и помочь ребенку можно на консультации у психолога.

Школа, класс, первая учительница, учебный процесс – важный, новый, сложный и серьезный период в жизни ребенка. В младшей школе, с первого класса и первой учительницы у ребенка формируется отношение к учебе вообще, школе и классу как коллективу, самооценка и мотивация. Часто проблемы, с которыми приходится сталкиваться ребенку в самом начале учебного процесса, могут стать субъективно непреодолимыми, серьезной преградой для личностного развития малыша и успешной учебы.

Чтобы ребенок успешно адаптировался, делал успехи и с удовольствием относился к учебному процессу - направлены совместные усилия классного руководителя, школьного психолога и родителей. Это в идеале. На практике часто по-другому.

Чрезвычайно важным для детей является серьезное отношение родителей к школе, учебе, уважение к учителю и его работе. Если родители забывают поинтересоваться успехами своего ребенка или помочь при возникновении сложностей, неавторитетно отзываются об учителе – нет оснований ждать и требовать серьезного и ответственного отношения малыша к учебному процессу, интереса в глазах, желания учиться и ходить в школу вообще. Так неосознанно родители, из своей занятости или по незнанию, могут спровоцировать конфликт между ребенком и школой .

Школа – это настоящая школа жизни. Кроме среднего образования именно в школьных стенах мы получаем представление о себе, о других, вырабатываем навыки взаимодействия в коллективе, формируем понимание неписаных законов и поведения в обществе, совершаем ошибки, учимся их понимать и исправлять. С трудностями детям полезно сталкиваться, чтобы их успешно преодолеть и стать уверенней в своих силах, стать сильнее. Но все же встречаются ситуации очень сложные и неоднозначные, а иногда просто запущенные. Именно в них старшие призваны помочь ребенку разобраться и вынести полезный урок.

Если подобные ситуации возникают в младшей школе, то малышу самостоятельно намного сложнее найти наиболее эффективный способ их разрешения, тогда участие родителей просто необходимо и ничем другим не заменимо.

Школы раннего развития: когда и зачем Школы раннего развития сейчас как никогда популярны. Надо ли отдавать ребенка в школу раннего развития? На чем остановить свой выбор?

Порой же учитель не вникает или просто не успевает вникнуть в суть детского конфликта и установить между ребятами справедливость. Часто ситуации просто «сглаживаются»: «мы все дружим», «сдачу дают только в магазине», «а ну как давайте, повторяйте: мирись, мирись и больше не дерись». А в это время детям важно получить оценку кто прав, кто виноват, чтобы справедливость восторжествовала. Ведь в их детском коллективе постоянно вырабатываются, меняются, возникают новые свои детские законы и правила, на основе которых ребята и выстраивают отношения с одноклассниками. Которые перенесут и во взрослую жизнь.

Если у малыша не получается постоять за себя – над ним начинают подтрунивать, не хотят с ним сидеть за одной партой и т.п. Это очень больно ранит душу ребенка и может нанести серьезную психологическую травму. Вот почему от учителя требуется своевременная коррекция этих неписанных законов и мудрый педагогических подход.

Иногда возникает конфликт между учителем и учеником. И даже если ребенок пытается отстоять свою точку зрения или позицию, у учителя все равно больше ресурсов настоять на своем. Из-за этого внутренне состояние ребенка очень дисгармонично, что может сказаться на его успеваемости, поведении с одноклассниками, родителями, формировании закрытых, агрессивных или наоборот пассивных и безучастных шаблонов поведения.

Бывает так, что разговор с учителем не может разрешить возникшего конфликта, а часто просто родители боятся своему ребенку навредить и решают промолчать. Обязательно обсудите возникшую проблему с ребенком, как он видит данную ситуацию и что для него было бы лучше. В таком случае, родителям стоит подумать о смены школы или класса для своего малыша, каких бы дополнительных хлопот это не доставляло.

Если все же такая ситуация возникла, ребенка лучше «вынуть» из неконструктивного конфликта, оградить, перевести в другую школу – пройдет немного времени и решение этой проблемы станет ему по плечу. Очень важно чтобы малыш сохранил позитивное отношение к себе и веру в любовь и поддержку родителей. Помните, что для Вас главнее всего Ваш ребенок! Никто не застрахован от ошибок и неправильных поступков, тем более дети. В таких случаях родителям надо очень серьезно проанализировать, что же произошло и помочь ребенку. Малышу очень важно быть понятым и что бы не случилось получить поддержку родных людей, а родителям - справедливо оценить ситуацию и помочь своему малышу.

Часто и взрослым смена места работы или жительства дается трудно, морально пугает и истощает. Для детей же перемены, пусть и желанные и долгожданные, кроме таинственности, радости предвкушения чего-то чудесного несут волнение и тревогу: с кем я буду дружить? кто будет моей учительницей? Понравится ли мне новый коллектив, понравлюсь ли я ему?

Все переживания ребенка абсолютно оправданны и требуют серьезного отношения и рассмотрения. Тем более, если предыдущий опыт был не очень успешным. Даже если Вам кажется что никаких волнений у ребенка предстоящее не вызывает – стоит все же поговорить на тему будущего, спросить его мнения по поводу предстоящего, что ему нравится, что нет, чего он ждет больше, а что, возможно, пугает, смущает….подготовить его к предстоящим событиям, разработать план действий.

Очень важно серьезно отнестись к выбору новой школы, класса и учительницы. В младших классах, наверное, самую главную роль играет учительница. Ведь именно она создает детский коллектив, формирует климат, обеспечивает дисциплину. Именно от нее зависит, будут ли ребята дружить между собой, сможет ли школа для них стать вторым домом, тем местом, где они смогут раскрыться, самовыразиться, узнать много нового и интересного, воспитать в себе качества, которые помогут им быть успешными в средних и старших классах, например, дисциплинированность, ответственность, искренне желание учиться, уверенность в себе и т.п.

Лучше, если выбор родителей основывается не на элитных школах и сильных классах, а учительнице и классе, где ребенок сможет адаптироваться и проявить себя наилучшим образом. Новый ремонт в классе, ТВ, принтеры и прочие блага цивилизации, как, впрочем, и вышколенные дети на цыпочках – не должны быть теми факторами, на которых основывается выбор родителей. Малышам важен уют и простота в классной комнате, цветы на подоконниках, сказки на полках, настольные игры которыми можно поиграть на перемене или на продленке. Надо помнить, что в первую очередь вы выбираете для своего ребенка коллектив, в котором малышу придется учиться взаимодействовать и себя проявлять и взрослого, которому Вы вверяете своего ребенка.

Логический анализ полученной информации и ориентирование на ожидания и потребности Вашего ребенка помогут Вам сделать правильный выбор.

Важный момент – продленка. Понятно, что бывают случаи, когда продленка единственный выход. И все же если Ваш ребенок сменил школу и класс – дайте ему время адаптироваться и привыкнуть к новым требованиям и коллективу. Как показывает практика у каждого учителя свои нюансы касательно требований. Именно родителям в первую очередь предстоит разобраться в этих нюансах и помочь привыкнуть к ним своему ребенку.

Например, даже если ребенок пришел из «сильной» школы и имеет высокий уровень подготовки – требования учителей по оформлению домашних и классных работ может отличаться: в одном случае слово «примеры» - пишутся, а во втором – нет. Чьи дети меняли школу, те родители знают, что казалось бы такие несущественные различия могут влиять на оценивание и что более важно на детскую самооценку, мотивацию учиться в новом классе и отношения в коллективе.

Определение школьника в спортивные секции, танцы, музыку, шахматы и т.п. очень важный момент. Будучи максимально задействованным, малыш скорее заведет новых друзей, привыкнет школе, классу. Однако перед тем как организовать внеклассную жизнь своего чада – убедитесь, что он уже понял и принял новые требования, перестал быть «новеньким», успевает делать домашнее задания и вообще тонус ребенка, общее настроение бодрое и активное.

Успехов Вам, Дорогие родители, хороших учителей и счастливых детей!

Что делать, если у Вашего ребенка участились конфликты в школе? Надо ли родителям вмешиваться в ссоры между одноклассниками? Как научить ребенка справляться с конфликтными ситуациями самостоятельно? На эти вопросы отвечает психолог Елена Абрамова

ЗАКОНЫ СТАИ

Отношения в классе развиваются по тем же законам, что и во взрослом обществе, и проходят все стадии формирования коллектива. В любом детском коллективе неизбежно возникает своя иерархия, появляются лидеры и «отверженные». Пока эта система будет выстраиваться, конфликты и спорные ситуации между участниками неизбежны.

Особенно этот факт актуален для определенных возрастных периодов: поступление детей в первый класс, переход в среднее звено и период подросткового кризиса в старших классах.

Пришедшие из детского сада первоклассники еще не умеют самостоятельно идти на контакт, ориентируясь в вопросах дисциплины исключительно на авторитет взрослого.

В пятом классе изменение социальной роли совпадает с началом переходного кризиса, когда для ребенка определяющим становится мнение сверстников. Частой особенностью для пятиклассников являются драки и выяснение отношений у мальчишек между собой и между мальчиками и девочками. После своеобразной проверки на прочность такие дуэлянты часто становятся друзьями неразлей вода.

Старшеклассники проверяют друг друга «на прочность» с целью самоутверждения. Поэтому те подростки, которые могут выражать себя другими способами: в учебе, через спортивные или творческие достижения, в хобби – спокойнее переживают этот непростой для каждого ребенка период.

ПОМОГАЕМ ПРАВИЛЬНО

Что делать, если ваш ребенок стал участником или жертвой конфликта между одноклассниками? Надо ли родителям вмешиваться в конфликтные ситуации?

Перед тем, как принять решение о вмешательстве в детский конфликт, стоит понять, хватит ли у детей внутренних ресурсов для того, чтобы разрешить его самостоятельно. От родителей требуется готовность обсудить дома сложившуюся ситуацию и выслушать ребенка без морализаторства. В ситуации, когда конфликты возникают между мальчиками, мамам стоит делегировать разговор о способах его преодоления папе или другому авторитетному для ребенка мужчине: родственнику, тренеру.

Если конфликт интересов не носит затяжной характер и угрозы физическому здоровью нет, то стоит поддержать уверенность ребенка в том, что он сможет справиться с проблемой самостоятельно .

В том случае, если ситуация ухудшается, и ваш ребенок постоянно становится «слабым звеном» , то вместо понятного для многих родителей желания наказать обидчиков стоит потратить силы на сбор информации о том, почему это происходит.

Доверительный разговор с ребенком, классным руководителем, поможет выявить причины, по которым ребенок «стягивает» на себя агрессию. Не всегда полезно ругаться с родителями обидчиков или требовать от школы административного решения проблемы. Искусственная защита ребенка учителем или директором может привлечь внимание и вынудить класс еще больше дразнить «любимчика». Не стоит разбираться с обидчиками ребенка самостоятельно, без присутствия их родителей.

ОДИН ЗА ВСЕХ

Если в классе постоянно происходит «травля» кого-то из одноклассников или класс поделен на группы, «враждующие» между собой, то в профилактической работе нуждается весь класс. На этом этапе поможет подключение школьного психолога и родительской общественности для проведения внеклассных мероприятий, игр и совместных поездок, сплачивающих класс. Целью общих дел должно быть обучение навыкам безопасного общения.

По моему опыту, более дружным является тот классный коллектив, в котором родители общаются между собой и готовы тратить силы и время на создание в классе безопасной и интересной среды. Например, родители одной из школ нашли интересный способ по включению «трудного» ученика в коллектив сверстников. Вместо «разборок» они стали раз в неделю приглашать «проблемного» мальчика к себе в гости, где он смог в неформальной обстановке привыкнуть к своим одноклассникам и подружиться с ними.

В отличие от советской системы, современная школа не уделяет внимание развитию у детей навыков эффективного сотрудничества. В этих условиях «заказчиками» подобных курсов или мероприятий могут стать сами родители. Тренинги и игры командообразования можно организовывать самостоятельно или с помощью специалистов.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Если ситуация зашла в тупик, и «мирным путем» справиться с конфликтами в классе не получилось, единственным выходом для ребенка может стать перевод в другой класс или школу. Но важно понимать, что для предотвращения подобных проблем в следующем коллективе необходимо системное обучение ребенка навыкам конструктивного общения. Полезный опыт ребенок может получить на психологических группах, в творческой студии или в спортивной секции, где обучают командным видам спорта.

Совсем избежать конфликтов невозможно, но любая проблема кроме негатива дает и опыт по преодолению похожих ситуаций в будущем. Частые конфликты в классе с участием вашего ребенка могут стать для родителей своеобразным «маячком», обозначением «слабого места», с которым можно и нужно работать. Важно помочь ребенку осознать те «механизмы» и особенности поведения, которые мешают ему найти контакт с ровесниками и научить его другим способам взаимодействия.

Если у вас есть конкретные вопросы по школьным конфликтам, вы можете обратиться к специалистам Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.

По адресу ул. Барбюса 65а каждую среду в 17.00 проходят группы по обучению навыкам эффективного общения для учеников 1-2 классов. Записаться в группы, на индивидуальную консультацию и получить подробную информацию можно у психолога Елены Абрамовой по телефону +79048122996.

Психологи Центра проводят психологические игры и тренинги командообразования по авторской программе «Нулевой Меридиан» , ставшей победителем Российского конкурса коррекционно-развивающих программ и курсов по выбору для школьников. Тренинги проводятся четыре раза в год для всех возрастов на базе вашей школы. Пригласить ведущих на родительское собрание или получить подробную информацию о тренингах можно по телефонам:

+79048122996, психолог Абрамова Елена

+79123144065, психолог Макарова Анжела.

11.11.2013

Психологические проблемы

Конфликты в школе являются неотъемлемой составляющей учебного процесса. Сам по себе конфликт между сверстниками не является чем-то из ряда вон выходящим. Такой конфликт заключает в себе возможность личностного роста, поскольку возрастает необходимость учиться отстаивать свою позицию перед одноклассниками, иметь собственную точку зрения по какому-либо вопросу. Часто конфликты в школе носят эпизодический характер, то есть вспыхивают время от времени между всеми учащимися. Ребенок, попав в детский коллектив, должен научиться жить по его законам. Не всегда сразу получается сделать это безболезненно и легко. Что представляют собой школьные конфликты, стоит ли пытаться их избегать?

Причины конфликтов в школе

Как и у всякого явления, у конфликтов в среде одноклассников имеются свои основания. Чаще всего, конфликты возникают между учениками одного класса и базируются на несоответствии характеров, столкновении разных мнений по тому или иному вопросу. Больше всего конфликтов приходится на подростковый период. Возраст тринадцати – шестнадцати лет характеризуется повышенной впечатлительностью, мнительностью и тревожностью. Одно неосторожное слово может спровоцировать развитие конфликта. Молодые люди и девушки в этом возрасте еще не обладают достаточной терпимостью и толерантностью по отношению к окружающим. Они все видят в черно-белых тонах и любому явлению дают собственную оценку. Разрешение таких конфликтов в некоторых случаях требует участия родителей в жизни ребенка. Каковы же основные причины возникновения конфликтов в среде школьников?

Борьба за авторитет

Наиболее частой причиной развития конфликта становится борьба за возможность быть главным среди сверстников. Ребенок, имеющий лидерские качества характера, будет стремиться продемонстрировать окружающим свою силу. Мальчики, чаще всего, доказывают собственное превосходство с помощью физической силы, а девочки учатся изящно манипулировать. В любом случае происходит борьба за авторитет. Подросток всеми силами души пытается быть услышанным и тем самым удовлетворить свою глубинную потребность в признании. Этот процесс нельзя назвать быстрым и спокойным. Иногда проходят годы, прежде чем, вчерашний ребенок поймет, какие методы являются допустимыми, а от каких лучше отказаться.

Обиды и оскорбления

Другой причиной острого конфликта со сверстниками являются множественные обиды и непонимания. Ситуация, когда в классе обижают слабого и беззащитного, сегодня, к сожалению, не редкость. Конфликт, сформированный необходимостью отстаивать свою индивидуальность, приводит к формированию у личности таких качеств как недоверие и замкнутость. Школьный буллинг вреден не только для того, над кем постоянно издеваются, но и для остальных учащихся. Подростки наблюдают картину нелицеприятных агрессивных действий, за которыми часто стоит полная безнаказанность.

Обиды и оскорбления среди учеников одного класса обязательно приводят к выраженному конфликту. Какова бы ни была причина ярких разногласий – она требует обязательного разрешения. Дети не умеют скрывать своих чувств, они хотят разобраться в сложившейся ситуации немедленно. При этом страдает дисциплина, общая атмосфера в коллективе. Учителя жалуются на то, что ученики становятся неуправляемыми и агрессивно настроенными.

Неразделенная симпатия

Немаловажной причиной конфликта в классе становится первая влюбленность. В период пубертата подростки начинают интересоваться сверстниками противоположного пола. Происходит своеобразный сильный скачок в развитии. Юноша или девушка просто не могут продолжать жить по-старому. Они начинают искать дополнительные возможности понравиться, произвести впечатление. Неразделенные чувства могут привести к драматическому исходу: апатии, внутренней опустошенности и нежелании открывать кому-либо глубину своих переживаний. Надо сказать, что в этом возрасте безответная симпатия встречается очень часто. Более того, существует справедливое мнение о том, что однажды в жизни каждый человек испытывал на себе, что значит быть отвергнутым предметом своего обожания.

В период первых ухаживаний многие подростки становятся нервными и раздражительными. Происходит это по той причине, что у них еще имеется мало опыта для построения доверительных отношений. Вместе с тем, каждый молодой человек в возрасте от пятнадцати лет нуждается в близких отношениях, хочет достичь максимального понимания и быть услышанным окружающими. Несоответствие собственных чувств с реальностью приводит к возникновению открытых конфликтов, требующих немедленного разрешения.

Виды конфликтов в школе

Конфликты в школе имеют свою специфику и отличаются различной вовлеченностью взрослого в этот процесс. Степень выраженности может быть сильной или достаточно слабой. Скрытый конфликт часто остается незаметным для окружающих, поскольку его участники долгое время не переходят к активным действиям. Примеры конфликтов показывают, насколько важно действовать при первых же признаках неблагополучия и возникновения психологического дискомфорта у ребенка. Выделяют следующие виды конфликтов в школе.

Конфликт между учениками

Данный вид конфликта характеризуется формированием стойкого непринятия одних лиц другими. Враждующие стороны создают друг другу невыносимые условия существования, участвуют в различных заговорах. Участниками конфликта являются дети и подростки. Неписаным правилом таких конфликтов становится их продолжительность, агрессивность, жестокость по отношению к своим оппонентам. Дети не только не пытаются понять друг друга, но еще и специально усугубляют вражду проявлениями презрительного отношения, демонстрационного неуважения.

Пример: в классе имеется физически слабый мальчик, над которым все подшучивают и издеваются. Другие ученики постоянно провоцируют его на открытую ссору. Конфликт усугубляется с течением времени, но никак не разрешается, потому что юноша не желает отвечать жестокостью на нападки одноклассников. Те ребята, которые принимают его сторону, тоже подвергаются гонениям со стороны лидера и его группы.

Учитель и ученик

Довольно распространенным видом конфликта является непонимание между преподавателем и учащимися. Как часто ученики полагают, что им незаслуженно ставят плохие оценки и мало прилагают стараний для того, чтобы исправить ситуацию! Не действует ни неприятие учителей, ни осуждение одноклассников. Иногда ребенок по каким-то причинам настолько погружается в себя и свой собственный мир, что перестает замечать происходящие вокруг события. Конфликт от этого только затягивается, что не способствует его разрешению. Между тем, не всегда в модели «Учитель – ученик» виноват ребенок. Учитель в любом случае старше и мудрее любого подростка, потому должен постараться устранить конфликт или хотя бы свести его к минимуму. Надо сказать, учителя тоже не всегда внимательны к ученикам. Плохое настроение, домашние проблемы, собственные недомогания – все это откладывает серьезный отпечаток на личность. Многие педагоги страдают тем, что навешивают на ребенка негативные ярлыки и относятся к нему предвзято с первой же промашки, не давая возможности ее исправить.

Пример: девочка, ученица шестого класса не успевает по предмету английского языка. Учитель ставит ей неудовлетворительные оценки. Ребенок в отчаянии пытается исправить ситуацию, но у нее не получается – она слишком запустила предмет из-за длительной болезни. Учитель не хочет вникать в эти подробности, полагая, что ученица должна самостоятельно восполнить пробел.

Учитель и родители ученика

Нередко конфликт происходит между родителями одного из учеников и самим учителем. Родители обвиняют педагога в предвзятом отношении к их ребенку. В этой ситуации страдают все и, в первую очередь, ребенок. У педагога складывается негативное мнение о конкретном ученике, и он невольно обходит его своим вниманием в работе. Ребенок привыкает к тому, что обделен похвалой учителя и в дальнейшем не старается исправить ситуацию. Родители полностью разочаровываются в системе образования.

Пример: родители учащегося второго класса по любому поводу устраивают «разборки» с учителем, спрашивают, откуда у ребенка четверка, почему не пять? Конфликт растет: у ребенка формируется нежелание учиться, поскольку на его глазах родители ведут себя некорректно с педагогом. Учитель начинает искать помощи у завуча и директора.

Разрешение конфликтов в школе

Любые конфликты нуждаются в разрешении. В противном случае напряжение нарастает, а проблемы только увеличиваются. Как можно минимизировать школьные разногласия? В споре каждый уверен в собственной правоте. Между тем, если попытаться понять своего оппонента, можно значительно снизить действие самого конфликта. Все, что нужно сделать – это поставить себя на место противника. Учителям следует попробовать представить, что чувствует ребенок, когда он запустил школьный материал (пусть и по своей вине), а его никто не хочет понять. Родители постоянно ругают за плохую успеваемость. Как может ребенок самостоятельно найти выход из сложившейся ситуации, если он заранее лишен всяческой поддержки?

Разрешение конфликтов в школе должно начинаться с принятия ответственности за свои поступки и действия. Ученик должен осознавать, что у него существуют обязанности, которые необходимо выполнять. Учителя должны стремиться видеть в детях положительные качества характера, стараться установить контакт с каждым конкретным ребенком, доходчиво и увлекательно излагать изучаемый материал.

Таким образом, тема школьных конфликтов вовсе не нова. С ней хотя бы раз в жизни сталкивался каждый человек. От того, насколько быстро и правильно удается решить значимое разногласие между участниками противоречия, зависит благополучие ребенка, формирование его мироощущения.



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!