Косметология. Прически и макияж. Маникюр и педикюр. Фитнес

Заключение о дружбе и вражде. Сочинение по направлению "дружба и вражда"

Согласны ли Вы с высказыванием Шоты Руставели: «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом»?

Лучше открытый враг,
чем коварный друг.
Г. Сенкевич

Кто такой друг? А кто такой враг? Почему самым опасным врагом можно считать того, кто выдает себя твоим другом? Именно над этими вопросами хотелось бы поразмышлять в своем сочинении.

Друг - это тот человек, который без лишних слов и раздумий придет к тебе на помощь, который скажет в глаза правду, осудит твой плохой поступок и никогда не предаст. А с врагами у нас складываются абсолютно противоположные взаимоотношения, которые основаны на недоверии, неприязни и ненависти. Я соглашусь с высказыванием Шоты Руставели о том, что «из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Ведь от того человека, который назвался другом, вошел в доверие, мы не ждем удара в спину. Фальшивый будет играть свою роль, а потом в один момент может взять и поставить подножку, предать. Верность моих суждений можно подтвердить примерами из литературы. Ведь многие писатели и поэты в своем творчестве рассуждали о проблеме истинной и ложной дружбы.

Вспомним произведение замечательного дагестанского поэта Расула Гамзатова «Бывшему другу». Автор в своем стихотворении вспоминает о том, что некогда у него был друг, которому он всецело доверял, считал «чуть ли не братом своим», делился с ним своей печалью, рассказывал о своих врагах. Герой и подумать не мог, что тот, кого он считал своим другом, окажется лживым и подлым. Улыбаясь ему и говоря «ласковые слова», бывший друг «ставил капканы» и мечтал поссорить с друзьями. Автор ругает себя за свою наивность и простодушие, за свое доверие. «Был друг - и нет. Утешусь. Не беда» - говорит он, имея в виду то, что самое страшное для него не потеря друга, а то, что теперь в каждом человеке поэт будет сомневаться и видеть в нем врага. Я думаю, что такие щемящие строки мог написать только человек, хорошо познавший, как писал Лермонтов, «ложь друзей и клевету врагов». По моему мнению, стихотворение Расула Гамзатова как нельзя лучше доказывает верность высказывания Руставели.

В качестве ещё одного примера может послужить произведение великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев, главный герой повести, не сразу распознав истинного лица Швабрина, поначалу доверился ему. Оба они молоды, происходят из дворянского сословия. У них схожие интересы, и они тесно общаются. От лица Гринева автор сообщает, что со Швабриным они виделись каждый день. Их мнимая дружба продолжалась до тех пор, пока Гринев не признается Швабрину в своих чувствах к Маше Мироновой. Именно в этот момент Швабрин начинает показывать свою эгоистичную и мелкую душу. Он, услышав признание Гринева, оклеветал Машу. Когда крепость захватили бунтовщики, он сразу же преходит на их сторону. Алексей Швабрин думает только о себе по выражению самого Пугачева, «при первой же неудаче...свою шею выкупят моею головою». Так, автор нам показывает, что один раз предавший человек, легко предаст и во второй раз.

В заключение хочется сказать, что самым опасным врагом является тот, кто действует исподтишка, наносит удар в спину, и этим человеком может оказаться «друг». Очень важно уметь выбирать друзей, а если ты их нашел, то нужно дорожить этими отношениями и беречь их.

Тематическое направление итогового сочинения Доброта и жестокость

Итоговое сочинение 2018

    Тематические направления
    итогового сочинения
    2018-2019 по литературе.
    Примеры сочинений по
    тематическим направлениям

Цитаты Афоризмы

Доброта и скромность - вот два качества, которые никогда не должны утомлять человека. Р. Стивенсон

Доброе дело совершается всегда с усилием, но когда усилие повторено несколько раз - то же дело становится привычкой. Л. Толстой

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна, когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле. Л. Толстой

Истинно добр тот, кто един со всеми, кого мнят злыми. Д. Джебран

Добрые люди подобны звездам, светилам того века, в котором они живут, озаряя свои времена. Б. Джонсон

Живут лишь те, кто творит добро. Л. Толстой

Какая необходимая приправа ко всему - доброта. Самые лучшие качества без доброты ничего не стоят, и самые худшие пороки с нею легко прощаются. Л. Толстой

Наши добрые качества больше вредят нам в жизни, чем дурные. Л. Толстой

Нет ничего хуже притворной доброты. Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба. Л. Толстой

Итоговое сочинение на тему
Доброта и жестокость

Тематическое направление итогового сочинения Доброта и жестокость

Сочинение оценивается по пяти критериям:
- соответствие теме;
- аргументация, привлечение литературного материала;
- композиция;
- качество речи;
- грамотность.

Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.

Тематическое направление итогового сочинения 2018-2019 года по литературе:

| Доброта и жестокость.

Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.


Сочинения по литературе для подготовки по данному тематическому направлению.

Доброта - это гуманность к людям, любовь и забота к окружающим. Явный признак доброты - это сознательное проявление добра, полезных дел, не требующих что-либо взамен.

Окружающие относятся друг к другу по-разному. Одни проявляют внимание и теплоту к другим, а вторые не показывают никакой заинтересованности к проблемам того или иного человека. Наличие второго типа людей на нашей планете крайне печально, ибо присутствие равнодушных, безразличных ко всему людей вселяет отрицательные качества в души молодых поколений, что постоянно взаимодействует с этими жителями. После такого воздействия на светлые умы, человек превращается в бездушное существо, которого, кроме своих сложностей, ничего не интересует. А это очень трагично осознавать.

К глубокому сожалению, многие забыли о понятии "доброта", что испокон веков значило проявление участия к трудностям других людей. За добротой значится то, что в любой ситуации важно помогать нуждающемуся в поддержке человеку, если нужно, то проявить заботу, внимание к окружающим. Следует понимать, что на доброту способен только сильный человек, ибо слабому в тягость, что-либо предпринимать не в выгоду себе. И людей, что творят добрые дела, называют личностями! Они могут понять страдания любого отчаявшегося в жизни человека, способны сочувствовать, сопереживать. А таких людей затруднительно сыскать в современном мире, так как он содержит в себе жителей разных взглядов и принципов.

Люди же, что не желают иметь в своём сердце такое прекрасное качество, как доброта, не представляют собой ровным счетом ничего, ибо их существование является бессмысленным. Они зажаты, тщеславны, равнодушны. Иметь такие негативные качества, значит быть отчуждённым от этого мира, так как на планете должно царить добро. Это мы знаем ещё из сказок, где зло всегда отдает победу добру, потому что так принято и так правильно. С этим ничего не поделаешь. Не способен на такое возвышенное чувство, значит, ты несчастен. Твоя судьба не имеет должного смысла в жизни, что очень обидно и печально.

Воспитывать доброту необходимо с раннего детства.
Это и очевидно, ибо все сталкивались с такой ситуацией, как проезд в автобусе, где важно сообразить: нужно уступить старшему поколению место, иначе это считается не проявлением уважения.
За это должно быть стыдно не родителям, а ребенку, который не сумел вовремя усвоить жизненный урок.

Доброта - это качество, которое означает проявление заботы и участия к переживаниям людей.
Доброту обязан носить в своём сердце каждый человек на Земле!
Тогда и мир изменится!


Пример сочинения по тематическому направлению Доброта и жестокость:

Сочинение на тему: Доброта и жестокость

Доброта и жестокость в жизни героев.
Сочинение по повести Л.Н. Толстого "Детство".
В ней писатель пытается вспомнить и проанализировать свое детство, понять,
какую роль эта пора играет в жизни каждого человека.
Для этого в произведении используется прием, названный "диалектикой души".
Толстой показывает не только поступки Николеньки, но и его чувства, мысли, связанные с этими поступками.
Благодаря этому мы лучше понимаем мальчика, узнаем, какой внутренней жизнью живет маленький герой повести.

Мы видим, что Николеньку окружает атмосфера любви и доброты.
Его любят родители, гувернер Карл Иванович, няня Наталья Савишна, бабушка, брат.
Под их влиянием и сам Николенька растет добрым мальчиком, ему присуще "чувство сострадания,
заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка,
которого несут, чтобы кинуть за забор."

Однако и по отношению к самым дорогим людям герой иногда ведет себя недостойно.
Так, он допускает несправедливые и обидные мысли относительно своего добрейшего гувернера Карла Ивановича.
В самом начале повести, когда Карл Иванович будит Николеньку, щекоча его пятки, мальчик сквозь сон думает: "...противный человек! И халат, и шапочка, и кисточка - какие противные!".
Ему кажется, что гувернер специально мучает его, потому что он самый младший в семье.
Но уже через мгновение Николенька понимает, что он ошибался - добрейший Карл Иванович души в нем не чает.
В ту же минуту к герою приходит раскаяние - он начинает плакать.
Но Николенька не может рассказать гувернеру, почему он плачет - ему слишком стыдно.
Поэтому он, не задумываясь, совершает еще один недостойный поступок - придумывает страшный сон "будто maman умерла и ее несут хоронить".

Всегда добра к маленькому герою и его няня Наталья Савишна.
Лишь однажды она наказывает Николеньку за испорченную скатерть:
"...поймала меня и... начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: "Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!"
От возмущения и обиды герой расплакался. Как какая-то крепостная смеет его так унижать!
В мыслях он готовил Наталье "страшную расправу", составлял планы мести.
Однако уже через несколько секунд няня, раскаявшись, пришла просить прощения у "своего батюшки" и принесла ему гостинец - "две карамельки и одну винную ягоду".
Николенька тут же простил любимую Наталью Савишну:
"я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда".
Воплощением доброты была маменька героя, которая навсегда осталась для него идеалом.
На всю жизнь Николенька запомнил ее глаза, искрящиеся добротой и любовью, и руки, с такой нежностью ласкавшие его. Однако и по отношению к обожаемой маме герой бывает по-детски жесток.
Так, несмотря на всю любовь к маман, он хочет уехать в Москву, чтобы начать там совсем другую, интересную жизнь.

Кроме того, вспомним страшный сон, который он легкомысленно выдумывает, чтобы скрыть причину своих слез перед Карлом Ивановичем.
Ужасно, что Николенька в какой-то степени напророчил смерть маменьки - в конце повести она действительно умирает.
Нет сомнений, Николенька - добрый мальчик.
Однако, как все дети, иногда он неосознанно, под влиянием настроения или другого человека, причиняет людям боль.
Вспомним эпизод, когда он вместе со всеми издевается над слабым Иленькой Грапом, хотя ему это и не очень нравится:
"...в комнате стало так тихо, что слышно было только тяжелое дыхание несчастного Грапа.
В эту минуту я не совсем был убежден, что все это очень смешно и весело".
Но авторитет Сережи Ивина, которого герой так любит, на время заглушает голос его сердца, в чем позже Николенька очень раскаивается.
Все эпизоды повести, когда герой был несправедлив по отношению к близким людям, навсегда остались в его памяти.
Больше того, из каждого такого эпизода Николенька вынес свой урок, понял, почему он поступал неправильно и как следовало бы поступить.

Вывод из всех этих уроков один - нужно нести людям добро и любовь, и тогда они ответят тебе тем же.

Повесть Толстого "Детство" помогает ее читателям стать добрее - не обижать близких людей,
не бояться заступиться за слабого, принять наказание от родителей как справедливое и не таить обиду.

Предлагаю для обсуждения подобранные мною материалы к пятому направлению итогового сочинения – «Дружба и вражда».

«Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.

Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду».

Попыталась представить это направление в разных ракурсах. Пока их у меня получилось пять. Подобрала в соответствии с ними цитаты (высказывания великих, пословицы). Думаю, что какие-то из них можно представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа.

Дружба – великая сила

  • Дерево держится корнями, а человек друзьями.(Пословица)
  • Человек без друзей что сокол без крыльев. (Пословица)
  • Дни свои влачить без друга — наигоршая из бед.
    Жалости душа достойна, у которой друга нет.
    Низами (персидский поэт)

И дружить уметь нужно

  • «Нельзя пожать друг другу руки со сжатыми кулаками». Индира Ганди
  • «Знать меру следует во всем, везде. Знать меру надо в дружбе и вражде». Саади
  • «Надругательство над дружбой — это с мудростью разлад». Шота Руставели
  • «Дружба кончается там, где начинается недоверие». Сенека

Друг познается в несчастье

  • «Хороший друг должен на веселие являться по зову, на бедствие же друга приходить без зова». Демокрит (древнегреческий философ)
  • «Не избегай друга, в беде находящегося». Менандр (древнегреческий драматург, комедиограф)
  • «На вершине величия не забывай, что друг в беде». Фридрих Шиллер (немецкий поэт)
  • Знал дружка в радости, не оставляй в горести (пословица).

Порой меж дружбой и враждой лишь шаг…

  • И д рузья наши, ивраги – собственные наши творения.
  • «Расположенье наше и вражда всегда от нас самих зависят». Бхаса (один из первых древнеиндийских драматургов, III-IV вв.)
  • «Непонимание делает из друзей врагов». Лион Фейхтвангер (немецкий писатель)
  • Нет крепче друзей, чем бывшие враги, нет хуже врагов, чем бывшие друзья (народная мудрость)
  • «Из врагов всего опасней враг, прикинувшийся другом». Шота Руставели (грузинский поэт XII века)
  • Что слаще халвы? Дружба после вражды. (Арабская пословица)
  • «Врагов можно победить,превратив их в друзей». Сальвадор Дали(испанский живописец)
  • «Лучший способ узнать и уничтожить врага — это стать его другом». Пауло Коэльо
  • Нетрудно раскопать топор войны - сложнее раскурить трубку мира (индейская мудрость).
  • «Кто стал дружить с тобой для обретенья благ, не друг надёжный твой, а самый страшный враг». Абу Шукур (персидско-таджикский поэт X века)
  • «Я тех людей никак понять не мог, кто омрачает на земле прекрасной жизнь, что дается всем на малый срок, враждой ненужной, злобою напрасной». Расул Гамзатов
  • «Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься». Л.Н. Толстой.
  • Лучше вода у друга, чем мед у врага. (Русская пословица)
  • Нахмуренный друг лучше, чем улыбающийся враг. (Английская пословица)

«Уроки» врагов

  • «Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало». Сальвадор Дали
  • «Обожаю умных врагов». Сальвадор Дали
  • «Противник, вскрывающий ваши ошибки, гораздо полезнее, чем друг, скрывающий их». Леонардо да Винчи
  • «Все на свете союзники мне, и я открываю объятья моим врагам, чтобы они укрепляли меня и возвышали». А. де Сент-Экзюпери. "Цитадель".

    Первое, что приходит в голову, естественно, «Война и мир» Л.Н. Толстого – роман, как говорится, на все случаи жизни.

    «Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери.

    « Разговор о друге» А. де Сент-Экзюпери.

    «Мститель» В. Солоухина.

    «Повесть о дружбе и недружбе» Стругацких...

    БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ


    Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
    И судом поспешным не греши.
    Гнев на друга, может быть, мгновенный,
    Изливать покуда не спеши.

    Может, друг твой сам поторопился
    И тебя обидел невзначай.
    Провинился друг и повинился -
    Ты ему греха не поминай.

    Люди, мы стареем и ветшаем,
    И с теченьем наших лет и дней
    Легче мы своих друзей теряем,
    Обретаем их куда трудней.

    Если верный конь, поранив ногу,
    Вдруг споткнулся, а потом опять,
    Не вини его - вини дорогу
    И коня не торопись менять.

    Люди, я прошу вас, ради бога,
    Не стесняйтесь доброты своей.
    На земле друзей не так уж много:
    Опасайтесь потерять друзей.

    Я иных придерживался правил,
    В слабости усматривая зло.
    Скольких в жизни я друзей оставил,
    Сколько от меня друзей ушло.

    После было всякого немало.
    И, бывало, на путях крутых
    Как я каялся, как не хватало
    Мне друзей потерянных моих!

    И теперь я всех вас видеть жажду,
    Некогда любившие меня,
    Мною не прощенные однажды
    Или не простившие меня.


    Расул Гамзатов


    ***
    Я врагами богат и друзьями,
    Стало быть, и вражда — не беда,
    Но беда, что сильна, и криклива,
    И смела боевая вражда.
    А наивная дружба готова
    Мне и денег, и славы желать,
    Но робка, щекотлива и любит,
    Молча мне сострадая, вздыхать.
    И я, право не знаю, что лучше, —
    Эта дружба иль эта вражда?
    Поневоле, завидуя силе,
    Я врагами горжусь иногда.

    Яков Полонский

    У дружбы есть свои законы…

    У дружбы есть свои законы,

    И у вражды есть свой закон, –

    Враг может другом стать,

    А друг - врагом.

    Таков у жизни вечный круг,

    Нет злей врага, чем бывший друг.

    Генрих Акулов


    ***


    Мой мальчик, нанося обиды,
    о чем заботятся враги?
    Чтоб ты не выполз недобитый,
    на их нарвавшись кулаки.

Тема: «Дружба и вражда»

  1. И.А.Гончаров « Обломов»
  2. А.М.Горький «Детство»
  3. А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
  4. А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»

И.А.Гончаров « Обломов

Андрей Штольц и Илья Обломов - два главных героя романа И.А.Гончарова «Обломов». Во многом они различны и по характеру, и по взглядам, и по действиям. Однако героев тянет друг к другу, Штольц с радостью приезжает к Обломову, а тот с неменьшим удовольствием его встречает.

Ещё в школьные голы они много времени проводили вместе, были любознательными детьми, мечтали об активной и интересной жизни. «…их связывало детство и школа – две сильные пружины, потом русские, добрые, жирные ласки, обильно расточаемые в семействе Обломова на немецкого мальчика, потом роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…»
Обломов постепенно угасал, желание и интерес пропадали в нём, а Штольц, наоборот, двигался вперёд, активно работал, стремился к чему-то.

Никто не смог вернуть Обломова к активной жизни. Даже такая деятельная, энергичная натура, как Штольц, не смог этого сделать. Он до конца хочет помочь другу: «Ты должен жить с нами, вблизи нас: мы с Ольгой так решили, так и будет.

Что ты стал? Опомнись! Разве ты к этому быту готовил себя, чтоб спать, как крот в норе? Ты вспомни все…» . Но Обломов ничего не хочет менять в своей жизни. Даже дружба оказалась не всесильной, если сам человек не захотел измениться.

В жизни сам человек делает свой выбор. Надеяться на то, что кто-то кардинально изменит твою жизнь без собственных усилий нельзя. Да, друзья помогают человеку, поддерживают его. Но всё же именно человек сам должен делать решительные действия, двигаться вперёд. К такому выводу приходят читатели после прочтения романа.

А.М.Горький «Детство»

Алексей Пешков - главный герой повести А.М.Горького «Детство» - рано остался без родителей. Жизнь в доме его деда Каширина была сложной. «Странная жизнь» здесь стала напоминать ему «суровую сказку», «хорошо рассказанную добрым, но мучительно правдивым гением». Постоянная вражда окружала мальчика в доме. «Дом деда наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми». Отношения и между взрослыми - дядьями Алёши- и между их детьми были далеко не родственными и дружескими. Дядья ждали свою долю наследства, вечно ссорились, да и дети не отставали от них. Постоянные жалобы, доносы, желание сделать другому больно, удовольствие, испытываемое от того, что кому-то плохо - вот та обстановка, в которой жил герой. Ни о какой дружбе с двоюродными братьями не было и речи.

Однако и здесь были люди, к которым тянется Алёша. Это и подслеповатый мастер Григорий, которого мальчик искренне жалеет, и подмастерье Цыганок, которому дедушка пророчил большое будущее (погиб Цыганок, когда нёс непосильный крест на могилу жены деда мальчика), и Хорошее Дело, приучивший его к чтению.

Настоящим другом стала для Алёши его бабушка, Акулина Ивановна, женщина добрая, умная, жизнерадостная, несмотря на тяжёлую жизнь, на то, что была вечно бита своим мужем. Её глаза горели «неугасимым, веселым и теплым светом». Он будто до нее спал, «спрятанный в темноте», а она разбудила, вывела на свет, сразу стала на всю жизнь другом, самым близким, понятным и дорогим человеком.

Много вокруг мальчика было вражды. Но много и доброты, понимания. Именно дружеские отношения с людьми не позволили очерстветь его душе. Алёша стал добрым, чутким, сострадающим человеком. Дружба способна помочь человеку в трудные минуты сохранить лучшие нравственные человеческие качества.

Всё начинается с детства. Так важно в этот период, чтобы детей окружали добрые, порядочные люди, ведь во многом от них зависит, каким вырастет ребёнок. К этому выводу подводит автор читателей.

А.И.Приставкин «Ночевала тучка золотая»

Война. Это тяжелейшее испытание для людей, особенно для детей. Именно дети - главные герои произведения А.Приставкина «Ночевала тучка золотая»

Причина любой войны - вражда. Именно она делает людей жестокими, бездушными, и именно на войне часто раскрываются многие нравственные качества человека, красота его души.

Главные герои повести- Кузьмины Колька и Сашка, братья, воспитанники детского дома. Их детский дом переселяют на Северный Кавказ, который был только что освобождён от немцев.Массовое переселение народов проводилось в годы войны, в 1943-1944 годах.

Читатель видит детскими глазами происходящее. Людей дети ценят по тому, отняли у них еду или нет; им непонятно, почему из проходящего мимо вагона дети протягивают руки и о чём- просят, а в их глазах- слёзы. Они не могут осознать того, почему так жестоки люди. Вспомним страшную картину, когда Колька увидел казнённого брата.

Нет для детей деления людей по национальностям. Добрый - значит свой, злой, жестокий- враг. Не случайно друзьями становятся Колька и одиннадцатилетний чеченский мальчик Алхузор. Оба они одиноки и несчастны, нашли душевную близость и поддержку друг у друга. И какое значение имеет то, что один - русский, а другой чеченец. Они стали друзьями. Горе сблизило их. В детприёмнике, где оказались дети, были крымский татарин Муса, и немка Лида Гросс «с большой реки», и ногаец Балбек. Всех их объединяла общая страшная судьба.Они были втянуты в водоворот проблем взрослых, свидетелями истребления народов, вражды между ними, именно они испытали на себе все ужасы этой борьбы взрослых.

Мир вражды страшен. Он разрушает судьбы людей. Необходимо прекратить враждовать, толерантно относиться к людям, не допускать уничтожения собственного народа - к этому призывает автор. «Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди», — скажет воспитательница Регина Петровна.

Детские души так чисты и невинны, словно « золотые тучки» , они способны понимать друг друга. Страшно, если эти «тучки» разобьются о вершину утёса - о равнодушие и жестокость людей.

Взрослые могли бы перенять у детей стремление жить в дружбе, понять, как страшна вражда. «Я думаю, что все люди - братья , - скажет Сашка, и они поплывут далеко-далеко, туда, где горы сходят в море и люди никогда не слышали о войне, где брат убивает брата.

А.А.Фадеев «Молодая гвардия»
Роман А.Фадеева «Молодая гвардия» повествует о тяжёлых военных годах, об оккупации советской территории фашистами. Одним из городов, в котором пытались хозяйничать немцы, был Краснодон. Именно в нём прошло детство юных героев. Здесь они учились в школе, дружили, влюблялись, мечтали о будущем. Но война перечеркнула все планы, осталось главное на тот момент - отстоять свободу и независимость своей Родины.А.А.Фадеев «Молодая гвардия»

Прекрасны молодогвардейцы, комсомольцы, создавшие подпольную организацию для борьбы с фашистами - «Молодую гвардию». Олег Кошевой, Ульяна Громова, Люба Шевцова, Сергей Тюленин и другие - всех их объединяла вражда к врагам, посягнувшим на свободу страны. Ненависть, злоба на них помогала ребятам бороться с фашистами.

Молодогвардейцы были отчаянны, храбры, не боялись опасности. Несмотря на то, что шла война, они со свойственным им задором шутили, поддерживали друг друга, любили и дружили.

Предательство одного из них - Стахевича- привело к трагедии. Все члены организации были схвачены. Их пытали, а потом жестоко казнили. Цена предательства оказалась так велика.

«Ничто так не сближает людей, как пережитые вместе трудности ». В застенках фашистов ребята поддерживали друг друга, старались хоть как-то облегчить страдания друзей.

« Дружба! Сколько людей на свете произносят это слово, подразумевая под ним приятную беседу за бутылкой вина и снисхождение к слабостям друг друга! А какое отношение это имеет к дружбе? Нет, мы дрались по всякому поводу, мы совсем не щадили самолюбия друг друга, - да, если мы были не согласны, мы наносили друг другу «ножевые» раны! А дружба наша от этого только крепла, она мужала, она точно наливалась тяжестью …». Дружба ребят прошла проверку на прочность. Они выдержали, выстояли. Народ помнит подвиг молодых героев. На родине молодогвардейцев им установлен памятник, возле которого всегда живые цветы.
О многом заставляет задуматься роман А.Фадеева, о том, как надо любить Родину, народ, каким необходимо быть человеком, как нужно ценить дружбу, не предавать её, оставаться человеком в любых жизненных ситуациях.

А.Сент-Экзюпери « Маленький принц»

Сказку «Маленький принц Антуан де Сен-Экзюпери написал в годы Второй мировой войны, в 1943 году. Автор словно предупреждал человечество о последствиях непонимания, вражды между людьми, а значит, между народами и странами, отмечая, что спасти может только дружба, любовь, взаимопонимание, сочувствие мудрость людей.

Многие фразы произведения стали афоризмами. ««Любить - это не значит смотреть друг на друга, это значит смотреть в одном направлении».

Эти слова можно отнести и к дружбе. Настоящие друзья действительно стремятся понять друг друга, «смотреть в одном направлении», не конфликтовать, спокойно решать все возникающие проблемы.

Видеть мир глазами ребёнка – это так прекрасно. Ведь дети видят красоту природы, окружающих, понимают ложь и фальшь, замечают всё то, на что взрослые, порой за массой дел и проблем, уже давно перестали обращать внимание.

«Все мы родом из детства»,- пишет автор, то есть всё лучшее, что есть в нас,- это оттуда, из нашего далёкого детства.

Произведение философское, в нём столько размышлений о смысле жизни, о нравственных понятиях и принципах, о взаимоотношениях между людьми

Главному герою – Мальчику - открывается много истин. Одна из низ высказана Лисом, что люди могут быть равнодушны, бессердечны по отношению друг к другу, но могут быть и близки, дороги, нужны. Он понимает, что дружба - это составляющая счастья человека, жизнь «точно солнцем озарится », если что-то будет напоминать о друге. Самого главного нельзя увидеть глазами, нужно чувствовать всей душой, сердцем, тогда раскроется истинная красота таких человеческих отношений, как дружба. «Подлинные чудеса не шумны. И самые важные события очень просты».

« Создать узы»- вот что значит, по словам Лиса, приручить кого-то. «Мы все в ответе за тех, кого приручили». Сколько мудрости в этих словах: надо дорожить теми, кто близок тебе, доверился, надеется на тебя, надо беречь ценные человеческие отношения. Твоя роза так дорога тебе, потому что ты отдавал ей всю душу ,»- говорит Лис Мальчику»)

«Хорошо , если у тебя когда-то был друг, пусть даже надо умереть »,- к такому выводу приходят читатели, понимая, как высока цена дружбы.

«Зорко одно лишь сердце». Сердцем, всей душой нужно воспринимать жизнь, тогда будет надежда на то, что вражда не затмит разум людей, не приведёт к ужасным последствиям. Как же актуально звучало произведение в годы войны, как важно понять его сейчас, в наше довольно неспокойное время!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Итоговое сочинение по тематическому направлению « Дружба и вражда» Работа учителя русского языка и литературы Репиной Екатерины Кирилловны (Москва)

2 слайд

Описание слайда:

Дружба и вражда.Базовое сочинение Данное сочинение является базовым по данному направлению, так как конкретные темы ИТОГОВОГО сочинения будут известны по всем регионам только за 15 минут до начала работы. По каждому направлению будет дана одна конкретная тема. Всего будет 5 тем. Готовясь к данной работе, выпускник должен тренироваться и написать 3-4 сочинения по каждому тематическому направлению. И тогда всё получится!

3 слайд

Описание слайда:

1.Вступление к сочинению Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники человека в жизни. Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друге. Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. ДРУЖБА - ВРАЖДА

4 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрываем тему сочинения В мировой художественной литературе, в том числе и в русской, можно найти немало примеров, раскрывающих тему «Дружба-вражда». Так, в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский отличался гордостью и решительностью характера. За это его и уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и в его отсутствии Троекурову было скучно.

5 слайд

Описание слайда:

Основная часть.Раскрываем тему. Автор объяснил их дружбу тем, что оба они были ровесниками, получили одинаковое воспитание, рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Все соседи завидовали их согласию. Но в их отношениях наступила пора раздора, вражды, когда Парамошка, слуга Троекурова, во время осмотра псарни оскорбил Дубровского, «нечаянный случай всё расстроил и переменил». Оставив Покровское, Андрей Гаврилович потребовал слугу на его суд. Но своенравный Троекуров решил унизить друга. Почему же дружба помещиков оказалась непрочной?

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Троекуров начал изливаться в оскорблениях. Удовлетворённый жаждой мести, Троекуров понимает, что он натворил. Он едет к Дубровскому, которого довёл до сумасшествия. Читая роман, мы понимаем, что настоящие друзья так не поступают. Смерть Дубровского заставляет нас задуматься над самыми важными вопросами. В чём же заключатся ценность человеческой дружбы? Знать меру следует в дружбе и вражде. Читая роман Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что вражда не делает добра.

8 слайд

Описание слайда:

Основная часть.Раскрытие темы В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб другого». В душе герои не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет прощать слабости. Григорий Александрович-человек уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный. Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. « Я его понял, и он за это меня не любит, хотя наружно мы в самых дружеских отношениях». А Грушницкий – совсем другой человек: восторженный, многословный, мягкотелый, не обладает яркими чертами характера. Завистливый, злобный, тщеславный. «Говорит он скоро и вычурно». Грушницкий- юнкер, ему двадцать один год. О чём мы можем размышлять, читая страницы произведения Лермонтова, показывающие отношения этих двух героев? Как мы можем назвать эти отношения? Это очень интересный вопрос! Встречаются они как старые приятели. Их противостояние автор показывает в главе «Княжна Мери».

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Основная часть. Раскрытие темы. Когда же отношения между героями дали трещину? Когда княжна Мери увлекается Печориным, пропасть в отношениях приятелей становится шире, обстановка сильно накаляется, неприязненные отношения растут…Дуэль является развязкой отношений. Печорин убивает бывшего приятеля и уходит. Смерть бывшего приятеля не вызывает в нём никаких чувств и эмоций. Правильно ли понимал дружбу Печорин? На мой взгляд, конечно, неправильно. Что ему мешало? Никаких рабских отношений в дружбе быть не может! Дружба существует только на доверии и на взаимопонимании. Главное в дружбе-поддержка, искренность, стремление помочь, а не рабские отношения. А мешало ему прежде всего своеобразное отношение к людям. Читая роман Лермонтова, мы приходим к выводу, что человек должен сам готов быть другом, что дружбу надо ценить, что только тёплые человеческие отношения способны укреплять дружбу, а не превращать её во вражду. А у Печорина этого нет, поэтому и не было у него настоящих и преданных друзей.

12 слайд

Описание слайда:



Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!